дедушка всего оружия

Бо-дзюцу
棒術

«Все боевые искусства берут за основу технику шеста (кон 棍), а техника шеста берет за основу учение Шаолиня» - учит нас библия боевых искусств, древний трактат Бубиси (кит. Убэй чжи).

Техника владения кон (яп. бо-дзюцу, далее мы будем использовать это название) стала стержнем всего окинавского кобудо, то есть техники владения боевым оружием. Кобудо, в свою очередь, стало неотделимо от техники рукопашного боя – каратэ. В некоторых направлениях современного мира единоборств каратэ и кобудо рассматривают, как самостоятельные дисциплины, с чем мы не можем согласиться.

История возникновения бо-дзюцу туманна. Согласно «Тысячелетней истории Окинавы» искусство владения шестом появилось очень давно, в эпоху «воюющих провинций». Но, само название «кон 棍», которое используется на Окинаве, свидетельствует о влиянии китайских школ единоборств. С другой стороны, во время своего посещения Китая, основатель Дзёсинмон каратэ мастер Икэда Хосю отметил существенные различия техник окинавского и китайского бо-дзюцу, что говорит о самостоятельном развитии окинавского направления. Говорят, что «чистое» древнее искусство шеста можно увидеть в деревнях Окинавы во время исполнения бо-одори (танцы с шестами).

В Японии бо так же использовался с давних времен, был связан с дзю-дзюцу и часто применялся в комплексе с копьем (яри) и алебардой (нагината). Иногда бо называли яриорэ, то есть копье с утраченным острием.

Существовали разные варианты бо, варьировались длина и профиль. Однако, постепенно получил распространение бо длиной 6 сяку (~182 см.) круглого профиля. В бо-дзюцу кобудо Дзёсин-рю используется бо длиной 6 сяку, но эллипсовидного профиля.